Немного истории о "банных церемониях"



  Вы наверняка слышали про древние римские термы, которые с полным правом можно считать предшественницами современных бань. Значит ли это, что именно в Древнем Риме появились первые бани? Отнюдь. Приоритет какого-либо народа, страны тут установить трудно. Скорее всего, баня, возникшая из потребности людей в чистоте, оздоровлении, появилась на многих континентах уже на стадии родовых и племенных общин.

  В одних случаях это были естественные водоемы, в других - бассейны, ванны, души и парильни с горячим сухим или влажным воздухом.

  Так, у скифов существовали бани в виде шалашей. Американские индейцы строили парные бани в виде куполообразных глиняных сооружений. Нагревая камни, заносили их в свои вигвамы и, наливая воду, парились почти так же, как жители Древней Руси в своих небольших избах-банях.

  В Индии обнаружены руины одного из древнейших городов (около 5 тыс. лет), где ванны почти в каждом доме.

  Общественные бани появились в древних государствах Востока: Ассирии, Вавилоне, Древней Персии, Египте.

  Жители Древней Греции пользовались банями не только как гигиеническим, но и лечебным средством. Гиппократ, живший в V-IV веке до нашей эры, назначал бани для лечения больных и считал их могучим средством терапии.

  Расцвет увлечения банями отмечается в I-III веках в Древнем Риме. Особенно много внимания уделялось общественным баням - термам. Они представляли собой роскошные монументальные сооружения, включали, кроме банных зданий, залы для поэтов, философов, площадки для выступлений артистов, атлетов, библиотеки и т. д.

  Непосредственно бани состояли из нескольких бассейнов, 2...3 тыс. ванн с горячей, теплой и холодной водой и парилен с сухим и влажным воздухом, а также массажных и других помещений. Термы играли роль клубов, центров общественной жизни римлян, которые проводили там большую часть дня. Особенно поражают термы императора Каракаллы, представлявшие грандиозные сооружения общей площадью 16 га, с основным зданием бань размером 226 м в длину и 137 м в ширину, которое могло вместить одновременно до 3000 человек. Заведовали термами знаменитые врачи, которые занимались лечением больных с использованием ванн, парилен, натираний мазями.

  Римляне строили термы во всех завоеванных ими странах, располагавшихся на территории современных Англии, Германии, Франции, Болгарии и др. После падения Римской империи католическое духовенство запретило пользование банями, а термы были почти повсеместно разрушены.

  В средние века бани получили широкое распространение в странах Востока и завоеванных арабами странах Европы и Африки.

  Успехи биологии и медицины, достигнутые в XVIII-XIX веках в Западной Европе, показав громадную роль гигиенических мер в укреплении здоровья людей, привлекли к баням внимание как к средству предупреждения болезней.

  Однако римские термы к этому времени были основательно забыты, и с обычаем париться и мыться в банях европейцы познакомились фактически заново благодаря русским. Во время нахождения русских послов во главе с Петром I в Амстердаме и Париже в 1717 г. там были построены бани для сопровождавших царя солдат, купание которых в зимнее время в Сене после посещения парильни вызвало удивление парижан. На вопрос парижанина Петр I, смеясь, ответил: "Солдаты мои от парижского воздуха немного ослабли, так закаливают себя русской баней".

  В конце XVIII века в Париже строятся первые бани по образцу русских, а после поражения Наполеона и победоносного похода русских войск через Европу бани стали строиться повсеместно в Германии, Австрии, Англии и даже в далекой Америке, где они, между прочим, назывались "русскими банями". В России в IX-X веках бани встречаются по всей стране, русские очень любят париться и затем валяться в снегу или купаться в проруби. В деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища.

  Издавна сохранялся обычай париться в печке. Интересно, что в Древней Руси одной из форм дани, которую одно племя платило другому, были березовые веники.

  В Киевской Руси строились общественные бани для купания и лечения больных, находящихся в монастырских больницах.

  В X веке в Киеве и Новгороде, по свидетельству летописца Нестора, уже имелось много бань, в которых пользовались вениками и обливались холодной водой или купались в проруби. О широком распространении и популярности бань в России свидетельствуют многие путешественники. По обычаю русские цари при встрече иноземных послов и гостей вели их сначала в баню.

  Вот как описывается царская мыльня в книге А. Рубинова "Сандуны". В сенях, которые назывались мовными или предмывными, у стен стояли лавки. И стол, крытый красным сукном. На него клали мовную стряпню - полотняный колпак, который понадобится потом в парной. На красном сукне лежали простыни, тафтяные или бумажные опахала - чтобы стынуть быстрее после паренья.

  Разоблачившись в мовной, шли в мыленку. Там, в углу, стояла сильно натопленная большая изразцовая печь с каменкой, наполненной серым полевым камнем. На нее выливали ушат холодной воды, и она шумно дымила паром. От печи до другого угла шел деревянный полок с широкими ступенями. В мыленке было не светло - мелкие слюдяные оконца, прикрытые тафтяной занавеской, а двери пестрые, обитые красным сафьяном и зелеными ремнями. В переднем углу непременно ставилась икона - помыться да не помолиться?

  Под лавкой для мытья ставились липовые бадейки - с холодной и горячей водой. И еще квас в берестяных туесках, а в медных тазах щелок - чисто моет, хорошо в пену сбивается. Квас был не для питья - плескали в каменку для сладкого духа. А пол был мягкий, как постель, - душистое сено, полотном прикрытое. Только отдыхали после парения, конечно, не на полу - в мыленке ставились скамьи с подголовниками. В мыленке царя Алексея Михайловича была устроена постель из лебяжьего и гусиного пуха в желтой клеенчатой (чтоб не мокла) наволочке.

  Мылись и днем, и по вечерам. Если к вечеру, то красные суконные занавески на окнах опускали. Вносили слюдяные фонарики - далеко не видать, а все-таки разглядеть можно. Вода мыльная стекала по желобу.

  Царские мыленки, хоть и не богаты с виду, много расходов требовали. Царскую баню содержали крестьяне. За один только 1699 г. свезли туда с подмосковных лугов 16 мерных копен душистого сена с полукопною. И веники здесь целый год голили не хуже холодного ветра поздней осенью. На все подмосковные области оброк был вениками. Для паренья, для царева жаркого хлестанья крестьяне Гвоздинской области доставили 320 веников, Гуслицкой - 500, Селинской - 320... Везли свежие и сушеные из Гжели, Раменок. Вот как парились!

  И уже в эту пору круглый год топились общественные бани, с платой за вход, которые тоже царскими считались. И хоть царь туда не ходил, денежки шли в доход государю.

  Поначалу все общественные бани были только простонародные. Каждый зажиточный человек имел свою баню. Царским указом повелевалось собственные мыльни располагать по огородам, да на полых местах, чтобы пожару не сделать ненароком.

  Русские бани были предназначены для омовений тела, а не для развлечений. Поэтому их не строили просторными.

  Иностранцы удивлялись: до чего ж на Руси, в Московии, баню уважают! И не зря по этой части за Россией признавали приоритет. "Русский крестьянин, - читаем в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, - значительно опередил своих европейских собратьев относительно заботливости о чистоте кожи".

Page copy protected against web site content infringement by Copyscape




Copyright (c) 2001-2021 by AlexInc. All rights reserved.
Написать нам письмо

Узнай свой IP адрес
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape